» 

Если бы Apple III стал успешным ...

Автор:
Как гласит всем известное изречение, "история не терпит сослагательного наклонения". Но какой соблазн мысленно выкинуть из прошлого то или иное событие или коренным образом переменить чьё-то решение, а затем мысленно же посмотреть, к каким колоссальным изменениям это приведёт! История развития компьютеров в этом плане - не исключение: материалы с заголовками типа "А что бы было, если бы... " с завидной частотой появляются в печатных и онлайновых изданиях, в блогах и на форумах. Вот и мы решили немного помечтать и задать себе несколько вопросов, начинающихся с сакраментального "а если бы"...

Одна неудача - череда побед

Итак, первым делом обратим наш взор на компанию Apple. Если бы вы знали, сколько поворотных моментов было в истории компании из Купертино! Вот, скажем, перенесёмся в 1980 год. В то время тогда ещё лишь набирающей силы компанией Apple был выпущен компьютер Apple III - пожалуй, самый провальный продукт компании. Низкое качество сборки и общая недоработанность данного компьютера сделали своё дело: количество проданных экземпляров Apple III было более чем на порядок меньше оного у предыдущей модели, Apple II.

компьютер Apple-IIIПроект неудачного компьютера был в то время под руководством Стива Джобса – сооснователя и идейного лидера Apple. Правда, стоит заметить, что фактически главой компании был другой человек, Майк Марккула. В 1981 году из-за провала с Apple III Марккула отстранил Джобса от руководства проектом компьютера Lisa, ставшего впоследствии эпохальным как для компании, так и для всей компьютерной индустрии. Apple Lisa был, ни много ни мало, первым коммерческим компьютером с графическим интерфейсом!

Разумеется, Джобс был крайне зол на Марккулу и на Lisa. Он задумал создать свой компьютер с графическим интерфейсом, который "убил" бы как Lisa, так и его готовившегося к выпуску потомка - Lisa II. Так появился, пожалуй, самый известный компьютер "фруктовой компании" - Apple Macintosh. До "Мака", как его вскоре окрестили как покупатели, так и создатели, не было компьютера более красивого и дружелюбного. Приятной наружности моноблочный корпус, удобный и приятный интерфейс, даже добродушная улыбка компьютера при включении - Macintosh остаётся идеалом "дружественного компьютера" и поныне. Мало того, Mac задал направление работы Apple на целые десятилетия - компьютеры должны быть красивыми, обаятельными и по-своему харизматичными. Этому правилу, как мы видим, и до сих пор следуют дизайнеры и инженеры "фруктовой компании".

Итак, Macintosh не только загубил продажи Lisa и Lisa II (компания Apple даже пошла на беспрецедентный шаг - уничтожила все свои нераспроданные компьютеры, чтобы не пришлось "сбивать" на них цену), но и открыл новую страницу в истории, как самой компании, так и всего компьютерного мира. А вот если бы Apple III у Джобса вышел бы удачным, то никакого Macintosh, наверное, и не было бы. На рубеже 80-х и 90-х Apple, не имея никакого козыря в своей колоде, просто бы погибла, не выдержав натиска со стороны платформы PC и Windows, и её имя стало бы таким же мёртвым для нас, как, скажем, Sinclair или Tandy. Это привело бы к... Хотя, пожалуй, каждый сам может себе представить, каким бы был наш мир без Apple.

"Кража идей" как историческое событие

Кстати, никто из вас не задумывался над следующим вопросом: кто изобрёл графический интерфейс? Не будут правы ни те, кто скажут, что Apple, ни те, кто скажут, что Microsoft. На самом деле, концепция графического интерфейса - дело рук инженеров из PARC, исследовательского центра компании Xerox. Ещё в начале 70-х сотрудниками Xerox PARC был разработан экспериментальный компьютер Alto, опередивший своё время на, как минимум, десятилетие. компьютер Xerox AltoГлавной инновацией Alto было наличие графического интерфейса, то есть среды, позволяющей управлять компьютером с помощью манипуляций с меню, иконками, кнопками и другими графическими объектами. Кроме того, Alto был, пожалуй, первым компьютером, который с самого начала позиционировался не как "машина для расчётов", а как "электронный офис", главное предназначение которого - обеспечить лёгкую и удобную работу с различными документами. На это косвенно указывал необычный монитор данного компьютера, имеющий портретную ориентацию и пропорции листа A4.

Одним словом, разработка была весьма и весьма перспективной. Правда, в PARC эту перспективность поняли далеко не сразу. Alto так и остался концептом, чем-то из разряда "это могло бы быть", и Xerox даже не пыталась продвигать его на рынке. Мало того, она открыла разработку, позволяя, по сути, всем и каждому безвозмездно пользоваться трудами своих инженеров и программистов, чем и воспользовались Apple, Microsoft и другие компании (об одной из таких компаний мы поведём речь совсем скоро). Впрочем, Xerox всё же спохватилась и начала предпринимать попытки занять своё место на рынке, но тщетно: сначала её компьютеры не покупали из-за высокой цены, затем - из-за закрытости ОС для разработчиков, потом - из-за уже неоспоримого господства платформы PC. В итоге Xerox начала продавать перемаркированные компьютеры Sun, а затем и вовсе ушла с данного рынка.

А что бы было, если бы Xerox закрыла свои работы над Alto? С одной стороны, сторонние компании не получили бы доступа к концепции графического интерфейса, и общий прогресс в области компьютеров пошёл бы куда медленнее. Но с другой стороны, если бы Xerox вышла на рынок, то тем самым она породила бы конкуренцию, которая бы заставила разработчиков компьютеров и ПО разрабатывать более совершенные продукты. Короче говоря, нельзя однозначно говорить, было ли бы это лучше или хуже.

Почему Windows стала так популярна?

На разработках Xerox, как уже было сказано ранее, нажились как Apple с Microsoft, так и менее известные компании. Одной из таких компаний была VisiCorp, разработавшая в 1983 году Visi On, первую графическую оболочку для MS-DOS.

Что такое "графическая оболочка"? Операционные системы прошлого, в том числе и MS-DOS, не обладали графическим интерфейсом. Можно было, конечно, создать новую систему, обладающую подобным интерфейсом, однако это было бы очень сложно; к тому же, не каждый готов полностью отказаться от всех тех программ, к которым он привык на старой ОС (ни кроссплатформенности, ни эмуляторов, понятное дело, тогда ещё не было). Поэтому разработчики ПО решили заняться производством графических оболочек - надстроек над системой, добавляющих в неё графический интерфейс.

Итак, Visi On была графической оболочкой для MS-DOS. Хотя это была даже не просто оболочка, а целая рабочая среда: в состав Visi On входили текстовый и табличный процессор, а также редактор графиков. Эти приложения были мощны, функциональны, а также тесно взаимосвязаны между собой - не составляло труда, скажем, вставить график в электронную таблицу или в текстовый документ. В Visi On были также включены полноценная справочная система и апплет установки и удаления приложений - вещи, появившиеся в Windows только в 1995 году! Можно смело сказать, что Visi On являлась первой коммерческой реализацией концепции "электронного офиса", о котором мечтали создатели Xerox Alto.

Однако у Visi On был существенный недостаток - цена. Visi On стоила дорого, очень дорого, и, разумеется, не была по карману большинству организаций и частных лиц, которые и так разорились на тогда ещё довольно дорогие компьютеры.

В этом плане куда демократичнее повела себя Microsoft со своим проектом графической оболочки Interface Manager. Компания Билла Гейтса начала разработку собственной оболочки ещё в 1981 году, а в 1983 году мир впервые узнал о данном проекте. На Interface Manager сразу возложили большие надежды; планировали, что данная оболочка станет более дешёвым и доступным конкурентом Visi On и, соответственно, станет куда популярнее. Так и случилось: в 1985 году начались продажи графической оболочки от Microsoft, успевшей к тому моменту сменить название на Windows, по весьма приемлемой для данного продукта цене в $99. По сути, если бы не цена, то на оболочку от Microsoft никто и не обратил бы внимание - уж очень "сыроваты" были Windows первых версий. Впрочем, невысокая стоимость "окон" сделали своё дело: конкуренты были сметены, и детище Microsoft, завоевав мир и превратившись в полноценную ОС, стало основным источником доходов редмонтской корпорации.
Итак, как мы видим, низкая цена помогла Windows завоевать преимущество перед своими куда более продвинутыми "коллегами". Если бы VisiCorp пошла на снижение цены на Visi On до заветных ста долларов, то, скорей всего, дела пошли бы следующим образом: VisiCorp стала бы компанией с мировым именем, Windows бы так и не обрела особой популярности, а Visi On задала бы куда более высокую планку качества графических интерфейсов, что конечному пользователю пошло бы только на пользу.

"Застряли" в 90-х

Прогнозы, по определению, могут быть как верными, так и ошибочными. От неверных "пророчеств" не защищены даже самые именитые и авторитетные "оракулы". Ошибся и Гордон Мур, автор всемирно известного "закона Мура". В 1965 году его попросили написать статью для журнала Electronics Magazine о перспективах развития электроники и технологии производства полупроводников, и 19 апреля данная статья, вскоре ставшая всемирно известной, увидела свет. Разумеется, всё дело в пресловутом "законе Мура" (выражение, кстати, ввёл в обиход не сам Мур, поскольку он был довольно скромным, а его приятель, Карвер Мид) - закономерности, гласящей, что количество транзисторов в микросхеме изменяется экспоненциально, то есть удваивается за одинаковые, причём относительно короткие, временные промежутки. В тени данного закона "затерялись" несколько других, не менее интересных предположений, впоследствии оказавшихся пророческими. Так, Мур отмечал, что удешевление микросхем приведёт к появлению и массовому распространению электронных наручных часов и домашних компьютеров (это в середине 60-х!).

Однако уже значительно позже, в начале 90-х, Гордон Мур высказал одно из своих немногочисленных неверных "предсказаний" - он утверждал, что вследствие естественных ограничений прогресс миниатюризации микросхем остановится на 250 нанометрах. В 1997 году 250-нанометровый барьер был сначала взят, а вскоре успешно преодолён. Если бы Мур был прав, то всё развитие компьютеров и электроники, можно сказать, остановилось бы на уровне пятнадцатилетней давности. Компьютеры так и не проникли бы в каждый дом, а их вычислительная мощность была бы сравнима только с вычислительной мощностью современных смартфонов. Мобильные телефоны так бы и не обзавелись ни цветными экранами, ни MP3-плеерами с камерами, а о появлении нетбуком можно было бы только мечтать. Интернет бы тоже никогда не стал таким, как сейчас, поскольку мощные сервера, обслуживающие такие сетевые проекты, как Google и Facebook, были бы доступны только правительственным организациям. Общее число людей, занятых в производстве компьютерной техники, начало бы сильно сокращаться, поскольку цикл обновления компьютеров стал бы намного короче, чем сегодня.

Окажись Гордон Мур прав, нас бы ждало ну очень печальное будущее (вернее, настоящее). Остаётся только надеяться, что ничего подобного на самом деле не произойдёт - уж очень не хочется, чтобы маховик технического прогресса остановился...

Вывод

Как мы убедились, мысленное изменение истории - весьма увлекательный процесс. Хотя, конечно же, всё вышесказанное - всего лишь предположения и догадки, которые в реальных условиях ну никак не представляется возможным проверить. Современный мир, в том числе и мир компьютерный, представляет собой результат взаимодействия миллионов факторов и стечения миллиардов обстоятельств, и отследить их всех невозможно даже теоретически - в наше поле зрения попадают только самые яркие. Однако нельзя порицать все эти "вот если бы", ведь они лишний раз дают нам понять, как же изменчив наш мир.


Добавить Комментарий
Top.Mail.Ru