За последние десять лет ноутбуки окончательно завершили свой переход от чрезвычайно дорогих и громоздких устройств до маленьких и юрких машинок, доступных почти каждому. Тем не менее, несмотря на то, что "ноуты" прочно вошли в быт людей из самых разных социальных классов, мало кто знает о том, откуда они появились и по какому эволюционному пути шли. Вернее, если приблизительно, то эволюционный путь этих устройств знает почти каждый ("раньше они были дорогими и тяжёлыми, но потом..."), а вот если попросить кого-либо, так сказать, "копнуть поглубже", то большая часть наверняка "провалится". Тем не менее, история ноутбуков представляет собой не только весьма интересный материал для историка, но и довольно-таки занимательный рассказ для всех тех, кто хотя бы немного увлекается компьютерами и всем, что с ним связано. Хоть раз прочитав этот материал, вы больше ни разу не взглянете на ноутбуки по-старому.
Алан Кей и его компьютеры будущего
Когда речь идёт о компьютерных технологиях, период в десять лет рассматривается как целая эпоха, ну а о событиях двадцати или тридцатилетней давности вообще принято говорить как о "преданьях старины глубокой". Тем поразительней для нас тот факт, что первые концепты устройства, сейчас известного всем под названием "ноутбук", появились более сорока лет назад.
Разумеется, в 1968 году никакой речи о работающем ноутбуке и не было - технологии того времени просто не позволяли создать подобное устройство. Dynabook, о котором пойдёт речь далее, представлял собой всего лишь концепт, разработанный Аланом Кеем (Alan Kay), человеком, впоследствии ставшим начальником исследовательского центра Xerox в Пало-Альто (PARC).
Что собой представлял Dynabook? По замыслу Алана Кея, Dynabook представлял собой "компьютер размером с блокнот, с плоским экраном и возможностью подключаться к сетям без проводов". Dynabook был автономным компьютером, то есть имел батарею, от которой питался при отсутствии источника электричества. Форм-фактор Dynabook изменялся со временем. В 1968 году он представлял собой нечто похожее на современный ноутбук (раскладывающиеся экран и клавиатура), ну а в 1972 году он стал уже более похож на планшетный ПК. И это более чем за сорок лет до появления iPad!
Интересно, что Dynabook в первую очередь предназначался для детей. По идее, интерфейс данного концепт-устройства должен быть прост и понятен даже ребёнку. Кроме того, среди установленного программного обеспечения должны быть и обучающие программы. Взрослые тоже могли работать с Dynabook, однако основными пользователями данного устройства всё же были дети.
Как уже было сказано, в 1960-х годах (как, впрочем, и в два последующих десятилетия) даже в теории невозможно было создать что-нибудь, что хотя бы немного напоминало Dynabook. Тем не менее, это вовсе не значит, что Алану Кею стоило отложить свой проект мобильного компьютера "до лучших времён"; наоборот, он стремился как можно скорее воплотить идею Dynabook в металле, пластмассе и кремнии. Первым шагом на пути Dynabook от сугубо "бумажного" проекта до реального устройства было создание лёгкого в освоении и удобного в пользовании интерфейса. Вскоре подобный интерфейс был создан, и надо сказать, что он оказался таким простым и в то же время гениальным, что он проник во все сферы нашей жизни и, судя по всему, прописался в нашем мире навеки. Речь идёт, конечно же, о графическом интерфейсе пользователя (GUI, graphic user interface).
Возможно, в это трудно поверить, но такие привычные для нас сегодня объекты, как окна, кнопки, меню и многое другое существовали вовсе не всегда. Все эти элементы, а также общая концепция графического интерфейса и техническое средство управления им (проще говоря, компьютерная мышь) были разработаны в 1972 году в Xerox PARC, в котором, если вы помните, в то время работал Алан Кей. Все наработки, касающиеся графического интерфейса, были реализованы в экспериментальном компьютере Xerox Alto, который можно смело назвать "компьютером будущего". Это была первая в истории попытка создать персональный компьютер в том виде, в каком мы его знаем сейчас - не особо большой по размерам и понятный даже слабо обученному пользователю. Однако в рамках данной статьи Alto нас интересует в меньшей степени, и мы отправимся дальше.
Графический интерфейс Alto, по замыслу Алана Кея, был прообразом интерфейса будущего Dynabook (как мы видим, так и случилось). Ну а раз "софтовая" часть будущего портативного ПК уже разработана, то и к реализации его "железной" части нужно потихонечку, но двигаться! Результатом подобных "движений" со стороны инженеров PARC стал компьютер NoteTaker - первый реально существующий и работающий ноутбук.
Всего было собрано около десяти NoteTaker'ов. Разумеется, не стоит забывать, что это была всего лишь институтская разработка, а не коммерческий продукт - при приблизительной себестоимости в полсотни тысяч долларов продавать этот компьютер было бы весьма затруднительно. Тем не менее, NoteTaker, будучи первой, не слишком удавшейся попыткой воплотить идеи Алана Кея в жизнь, дал дорогу другим устройствам, более совершенным и коммерчески эффективным. Первое из них не заставило себя долго ждать - Osborne 1 появился на рынке уже в 1981 году.
Часть 2 …
Всего комментариев: 2
Добавить Комментарий